Медицинские новости
Размер:
а A A
Цвет: С С С
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
8-388-22-4-93-36 - Регистратура
8-388-22-4-93-37 - Приемная

649002 г.Горно-Алтайск, ул. Шоссейная, д.23, 38

Версия для слабовидящих

БУЗ РА «Центр по профилактике и борьбе со СПИД»

Медицинские новости

s4

Среда,  25  Октябрь  2023

Группа ученых сосредоточила свое внимание на моноклональном антителе будигалимабе. Эксперты оценивали его безопасность и эффективность, а также целесообразность использования у людей с ВИЧ. Результаты первой фазы клинических испытаний оказались обнадеживающими, пишет POZ.


Будигалимаб — моноклональное антитело, таргетирован на рецептор запрограммированной гибели клеток 1 (PD-1). Согласно результатам небольшого пилотного исследования, он блокирует PD-1, задерживает повторный рост вирусной нагрузки или поддерживает низкую вирусную нагрузку у большинства людей с ВИЧ, прервавших терапию. 


Ученые уже доказали, что будигалимаб может помочь в борьбе с онкологическими заболеваниями: они проводили исследования, в которых добровольцам каждые две или четыре недели вводили препарат в дозировке 250 или 500 миллиграммов. Будигалимаб оказался эффективным и безопасным. Теперь исследователи решили проверить, какое воздействие моноклональное антитело может оказать на ВИЧ. 


Эксперты проводили исследование в два этапа. В первом оценивалась безопасность и фармакокинетика однократной внутривенной инфузии (10 мг) или подкожной инъекции (10–20 мг) будигалимаба у 32 человек, получающих супрессивную АРТ без перерыва в лечении.


На первом этапе исследования 20 участников получили две дозы будигалимаба по 2 или 10 мг внутривенно с интервалом в четыре недели, а пять человек — плацебо. Они продолжали принимать антиретровирусные препараты в течение четырех недель и должны были прекратить АРТ, когда получили вторую дозу будигалимаба или плацебо, но два человека отказались от перерыва.


Во втором этапе ученые оценивали, насколько уместно прерывать терапию. В исследовании принял участие 41 человек, причем 40 из них были мужчинами. Все принимали АРТ, жили с ВИЧ около 10 лет и столько же сохраняли подавление вируса. Количество CD4 было высоким, от 600 до 900. 


В ходе эксперимента 11 человек получили четыре дозы будигалимаба по 10 мг с интервалом в две недели, а пятеро получили плацебо. Все они прекратили АРТ во время приема первой дозы будигалимаба или плацебо. Эта группа была в центре внимания исследовательского анализа эффективности.


Протокол исследования призывал участников возобновить АРТ, если их вирусная нагрузка достигла 1000 копий или выше в течение четырех недель, количество CD4 упало ниже 350 или снизилось более чем на 30% от исходного уровня, у них возникли симптомы, связанные с ВИЧ, или они забеременели. Участники или исследователи также могли принять решение о возобновлении антиретровирусной терапии в любое время.


В обоих экспериментах будигалимаб был безопасен и хорошо переносился. В целом около трети участников столкнулись с нежелательными явлениями, связанными с лечением. У трех добровольцев из основных групп наблюдались обратимые иммуноопосредованные побочные эффекты от легкой до умеренной степени тяжести (два случая тиреоидита и кожная реакция). Ни в одной группе не было серьезных или тяжелых нежелательных явлений, связанных с лечением.


Фармакокинетика будигалимаба варьировалась в зависимости от дозы и времени введения: доза 10 мг внутривенно, вводившаяся каждые две недели, давала самые высокие концентрации в сыворотке. Люди, получившие препарат внутривенно в такой дозировке либо два раза с интервалом в четыре недели, либо четыре раза с интервалом в две недели, достигли «почти полного» насыщения рецептора PD-1. Дозировка в 2 мг не дала такого результата.


У шести из девяти получателей будигалимаба, завершивших второй этап, наблюдался вирусологический ответ. В этой подгруппе пиковая вирусная нагрузка после восстановления составила около 10 тысяч копий по сравнению со 100 тысячами копий в группе плацебо. 


Двое участников эксперимента считались контролерами после лечения. У одного испытуемого из Монреаля вирусная нагрузка сохранялась неопределяемой в течение примерно 50 дней после прерывания АРТ, затем наблюдалось увеличение примерно до 350 копий, за которым последовало снижение и устойчивое подавление ниже 100 копий в течение 19 месяцев. У второго человека из США примерно через 20 дней после прерывания лечения наблюдался всплеск вирусной нагрузки, достигший примерно 700 копий, за которым последовало быстрое снижение и устойчивое подавление ниже 200 в течение 18 месяцев.


«Будигалимаб, назначаемый в течение ограниченного периода времени в очень низких дозах, хорошо переносился в исследованиях фазы Ib людьми, живущими с ВИЧ. Введение четырех доз будигалимаба в дозе 10 мг внутривенно раз в две недели привело к отсроченному восстановлению вируса и/или вирусному контролю без АРТ у шести из девяти участников, завершивших лечение, при этом два участника остались без АРТ до конца исследования», — заключили ученые.


На основании этих результатов специалисты полагают, что необходимы дальнейшие исследования.  Как и ожидалось, ни один из человек из группы плацебо не контролировал ВИЧ после прекращения АРТ. Кроме того, необходимо учитывать возможные риски для здоровья, которые могут возникнуть после прекращения терапии.


Возврат к списку